"Воспитатель года - 2020"

 
 Завраева Лариса Ахмедовна 

воспитатель младшей группы МБДОУ "Детский сад № 4 "Ручеек" с.п. Надтеречненское"

участница муниципального этапа конкурса "Воспитатель года - 2020"

 

 

 

 

 

Актуальность:

      В современных условиях, в связи с бурным развитием автомобильной промышленности, увеличилось количество аварий и несчастных случаев с людьми (особенно с детьми) на дорогах. Поэтому  проблема безопасного поведения на дорогах стала актуальной в нашей стране. Актуальность проблемы связана с тем, что у детей дошкольного возраста отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна даже не всем взрослым. Ребенка интересует улица и все на ней происходящее. И часто, увлеченный чем - либо новым, необычным, ребенок попадает на улице в опасные для его жизни ситуации.  

 
Сегодня в обществе активно обсуждается проблема безопасности детей и особую тревогу за малолетних граждан испытывают работники детских учреждений, которые по роду своей деятельности несут ответственность за своих воспитанников.
 
Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем мире, и все, что ребенок усвоит в детском саду, прочно останется с ним навсегда.  Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения
  Это проблема представляется настолько актуальной, что послужила мне основанием для выбора данной темы, темой по самообразованию.
 
Тема: «Правила дорожного движения- основа безопасности дошкольника».
 
Цели:
-Повышение своего профессионального мастерства и компетентности.
-Совершенствование условий для формирования у детей дошкольного возраста устойчивых навыков безопасности в окружающей дорожно-транспортной среде.
Задачи:
1.     Усвоение дошкольниками первоначальных знаний о правилах безопасного поведения на улице;
2.     Формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды.
3.     Расширять словарный запас детей по дорожной лексике
4.     Активизировать взаимодействие с родителями по пропаганде ПДД и безопасности детей
5.     Развивать  логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;
6.      Сплотить детский коллектив.
7.     Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно- транспортном процессе.
 
 
 
 

Доклад

«Правила дорожного движения - основа безопасности дошкольника».

 

Резкое возрастание в последние годы количества автомобилей на дорогах породило множество проблем, среди которых дорожно-транспортный травматизм занимает особое место. По усредненным данным ежегодно на улицах и дорогах страны гибнут и получают ранения тысячи несовершеннолетних участников дорожного движения. Вопрос организации работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма на сегодняшний день остаётся одним из самых важных.

Сложившееся положение с детским дорожно-транспортным травматизмом свидетельствует о незнании детьми Правил дорожного движения и неумении правильно ориентироваться в дорожной обстановке, пренебрежении культурой безопасности, что является следствием недостаточного внимания к проблемам предупреждения детского травматизма.

Социальная острота проблемы диктует необходимость разработки и внедрения программ, профилактических мероприятий в образовательных учреждениях по предотвращению увеличения количества ДТП с участием детей.

Необходимо осознавать, что количество несчастных случаев на дороге в нашей стране во много раз превышает показатели других стран. А анализ статистических данных о состоянии детского дорожно-транспортного травматизма показал необходимость акцентирования внимания всего педагогического коллектива на такой приоритетной задаче, как охрана жизни и здоровья детей. Решение этой задачи предполагает формирование у  детей  устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах с помощью изучения Правил дорожного движения и их практической отработки .

Под профилактикой детского дорожно-транспортного травматизма мы понимаем целенаправленную деятельность по своевременному выявлению, предупреждению и устранению причин и условий, способствующих дорожно-транспортным происшествиям, в которых погибают и получают травмы дети и подростки. Важно, чтобы работа в этом направлении стала систематичной, только в этом случае она будет иметь результат.

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма – проблема всего общества. Обучение детей правильному поведению на дорогах  необходимо начинать с раннего возраста. Задача педагогов и родителей – воспитать из сегодняшних школьников грамотных и дисциплинированных участников дорожного движения.

Сегодня, несмотря на серьезные шаги, предпринимаемые нашим государством в области законодательного регулирования в вопросах обеспечения безопасности жизнедеятельности, на практике еще в недостаточной мере устанавливаются первопричины тяжелых несчастных случаев с детьми, а также низкого уровня охраны их здоровья и жизни.

Одной из причин ДТП в последнее время всё чаще называют и плохие дороги.Никакой злонамеренности в большинстве случаев нет. На поведение детей на дороге влияет целый ряд факторов, из которых необходимо подчеркнуть особую значимость возрастных и физиологических особенностей детей.

Главная наша цель работы  по профилактике детского дорожного травматизма – формирование у детей культуры собственной безопасности, навыков осознанного безопасного поведения на улицах аула.

  В нашем детском саду воспитание общей культуры поведения начинается в младших группах и с этого времени начинается подготовка к пожизненной 2 профессии» участника движения, пешехода.

Основная задача, которую мы ставим перед собою: организовать профилактическую работу так, чтобы знания , полученные в детском саду, стали прочными и могли быть с успехом применены будущими школьниками.

Работа детского сада ориентирована на:

Обучение детей правилам безопасного поведения на улицах и формированию у них необходимых навыков;

Взаимодействие с ГИБДД и другими организациями по организации работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма;

Привлечение внимания родителей к воспитанию у детей навыков безопасного поведения на дорогах;

Привлечение внимания предприятий, организаций по профилактике детского дорожно- транспортного травматизма.

Работа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, по обучению дошкольников правилам безопасного поведения на дорогах и Правилам дорожного движения проводится в комплексе:

с педагогами;

с детьми;

с родителями.В ДОУ реализуются такие формы работы с педагогами, как:

изучение инструкций,

консультации,

практические занятия,

организационные собрания,

родительские собрания,

консультации по подготовке и проведению развлечений,

·         конкурсы на лучший конспект занятия, дидактическую игру.

В помощь педагогам в методическом кабинете имеются разработанные памятки, тематические планы по возрастам, подобрана методическая и детская художественная литература, разработаны примерные конспекты занятий, бесед, экскурсий, целевых и условных прогулок. Для наглядности в работе с детьми подобраны плакаты, картины, макеты, фотоальбомы, аудио-и видеозаписи.

Учебно-воспитательный процесс состоит из трех видов деятельности:

·         обучение теоретическим знаниям (вербальная информация);

·         самостоятельная работа ( рассматривание иллюстраций, решение ситуативных задач);

·         практическая отработка умений и навыков безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте (дидактические, настольно-печатные, сюжетные, игры-драматизации).

Занятия, проводимые с детьми, имеют практическую педагогическую направленность на обеспечение безопасности, формирование у детей самооценки, самоконтроля и самоорганизации в сфере дорожного движения. Задача педагогов не столько обучить, сколько научить правильно и безопасно вести себя на улицах и дорогах.

Знания, сообщаемые детям, постепенно усложняются, уточняются, дополняются, для этого составлен тематический план работы по ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения по каждой возрастной группе, начиная со второй младшей группы (Приложение 1,2).

Работа с детьми по обучению правилам безопасного поведения на дорогах осуществляется через :

·         тематические занятия,

·         беседы,

·         чтение художественной литературы,

·         рассматривание картин, плакатов,

·         дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые игры,

·         целевые прогулки,

·         условные прогулки,

·         экскурсии,

·         развлечения,

·         конкурсы рисунков,

·         изготовление атрибутов для игр.

В совершенствовании и закреплении знаний особая роль отводится организации игровой деятельности, в которой формируются пространственная ориентация и умение применять эти знания на практике. Большое значение  для закрепления знаний о правилах дорожного движения отводится настольно - печатным играм специальной тематики и др.

Необходимым условием успешного обучения дошкольников правилам дорожного движения считается создание соответствующей материальной базы. Во всех группах необходимо создание уголка по обучению детей правилам дорожного движения. Создавая эти уголки, необходимо творчески и с фантазией отнестись к этой работе.

Примерный перечень игр, игрушек, учебно- наглядного материала для детей старшего дошкольного возраста:

1. Дидактические игры:

1.1. «Законы улиц и дорог»

1.2.«Час пик»

1.3.«Транспорт»

1.4.«Дорожные знаки»

1.5.«Знаки на дорогах»

1.6.«Светофор»

1.7.« Мы идем и едем»

1.8.« Ловкий пешеход»

1.9.« Перекресток»

1.10. « Назови знак»

1.11. «Слушай-запоминай»

1.12. «Угадай, какой знак»

2. Домино «Дорожные знаки»

3.Коллекция дорожных знаков и машин.

4. Атрибуты к сюжетно-ролевым играм «На улице», «ГИБДД», «Мы- водители», «Юный инспектор», «Наш город»

5. Альбом «Автотранспорт».

6. Альбом для рассматривания «Знакомимся с правилами дорожного движения и дорожными знаками»

7. Игра «Автошкола»

8. Обучающие игры по правилам дорожного движения : («Поездка по городу», «В парке», «К снежным вершинам», «Круговое движение», « Едем через переезд», «Знаки обязательного направления», « День веселых развлечений», «За город», «Горная дорога», «Автомагистраль»).

9. Дорожная грамота. Серия из 14 плакатов.

10. Пазлы и кубики с изображением различных марок автомобилей.

11. Детская художественная литература. Рассказы, сказки, стихи, загадки.

12. Книжки-раскраски.

Большое внимание уделяется работе с родителями. Основные формы работы с родителями, это: беседы, консультации, родительские собрания, разыгрывание ситуаций, пропаганда необходимости соблюдения правил дорожного движения родителями, привлечение к изготовлению игр, атрибутов для игр, оформление фото-стендов  и папок- передвижек, оформление мини-книжек по правилам дорожного движения с целью закрепления знаний детей, сочинение сказок, совместные с детьми экскурсии по городу.

На собраниях и в беседах с помощью наглядной пропаганды подчеркиваем ту моральную ответственность, которая лежит на взрослых. Основной упор в работе с родителями уделяем тому, чтобы родители сами подавали пример детям в безоговорочном подчинении требованиям дорожной дисциплины, так как нарушать правила поведения дошкольники учатся, прежде всего у взрослых.

Индивидуальные и групповые консультации для родителей проводятся по самым разным вопросам : какие книги читать детям, как проводить дома работу с ребенком по безопасному поведению на улице, какие настольные игры купить ребенку. На собраниях обсуждаем вопросы, касающиеся формирования у детей навыков безопасного поведения на дорогах.

Кроме того, привлекаем родителей к созданию необходимых условий для профилактической работы с детьми.

Мы твердо убеждены, что изучение правил дорожного движения доступно детям дошкольного возраста. Знания необходимо расширять и углублять на занятиях и в других видах деятельности, совершенствуя предметно-развивающую среду дошкольного учреждения.

          Несколько советов родителям.

   По дороге в детский сад или из него проводите беседы с детьми о безопасном поведении на улице. Дисциплина на улице – залог безопасности пешеходов, докажите это ребенку на собственном примере.

   Яркая одежда помогает водителю увидеть ребенка, а блеклая - затрудняет  видение. Ребенку трудно разглядеть, что делается на улице, если на глаза надвинут капюшон или обзор закрывает зонт.

    Чтобы ребенка легче было увидеть на улице, его надо одевать в одежду неоновых цветов с отражающими полосками или специальными отражателями.

   Помните, что перевозить ребенка в автомобиле можно лишь на заднем сидении и в специальном кресле! РЕБЕНОК – ГЛАВНЫЙ ПАССАЖИР!

   Безопасность вашего ребенка  зависит от ВАС. Берегите жизнь и здоровье ребенка – они бесценны!

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!!!

Не жалейте времени на уроки правильного поведения детей на улице, от этого зависит здоровье и жизнь ваших детей. Именно вы можете и должны объяснять им, как важно соблюдать правила дорожного движения.

Даже если маленький пешеход на улице не один, лучше обезопасить его и себя. Наденьте светоотражающие элементы, пусть водители видят Вас и вашего малыша издалека.

Дети недолго остаются маленькими и сидят дома вечерами, и выполнять правила безопасного поведения пусть привыкают уже сейчас. 

 

Используемая литература:

Н.Е.Вераксы- комплексные занятия;

Г.С.Александрова- организация деятельности детей на прогулке;

Л.А.Кондрыкинская-планирование работы в детском саду по календарю;

Н.Н.Леонова-кружковая работа летом;

С.Н.Николаева-парциальная программа «Юный эколог»;

Т.С.Комаровой – рабочая программа воспитателя;

Т.Е.Харченко- утренняя гимнастика ;

Горькова Л.И.-для физического занятия;

 

Е.Н.Вавилова-основные виды движений;

 

 

Методическая копилка 

 

Скачать